Заказать обратный звонок менеджера

Ваш телефон: *
Ваше имя:
С Вами свяжутся в течение часа.
 

Заказать обратный звонок менеджера

Ваш телефон: *
Ваш E-mail: *
Ваше имя: *
С Вами свяжутся в течение часа.

Калькулятор *

Выберите тип недвижимости
Площадь, м ²
Выберите пакет услуг

Выберите услуги:

Разработка дизайн-проекта интерьера
Строительные и отделочные работы
Электромонтажные работы
Сантехнические работы
Установка климатических систем
Монтаж слаботочных систем
Установка крупной бытовой техники
Инсталляция домашнего кинотеатра
Рассчитать стоимость
* Калькулятор позволяет сделать приблизительный расчёт.
В данном расчете берется минимально возможная стоимость инсталляционнных услуг за квадратный метр площади.

Дизайн интерьеров

История развития архитектуры и дизайна интерьеров

 

Человек всегда интуитивно стремится обустроить свое жилье так, чтобы в нем было безопасно и удобно. Например, самые первые «дома» спасали  первобытных людей от диких животных и непогоды. Постепенно пещеры и норы стали укрепляться при помощи камней, глины и деревьев, стали возводиться жилища на открытом пространстве. Затем стало меняться пространство внутри  жилья  –  вместо одной большой «комнаты» создавалось  несколько «помещений».

Так, например, по словам антропологов,  неандертальцы  создавали некое подобие кухни в верхней части своего жилища, о чем свидетельствуют обнаруженные останки  животных. Очаг, вокруг которого собиралась семья, и спальное место были выделены отдельной зоной.  Помимо этого для изготовления каменных инструментов у мужчин-неандертальцев, оказывается, была своя «мастерская».

Постепенно  появляются первые подобия мебели, совершенствуются орудия труда, изготавливается посуда.  Люди утепляли и одновременно «декорировали» жилье шкурами, предметами быта и одеждой  – создавали для себя уют, место для жизни, которое не только защитит, но и предоставит удобные условия для выживания.

После зарождения первых подобий современных религий в жилищах стали появляться «магические» рисунки и изображения сцен охоты на животных, статуэтки и предметы быта, которые были призваны «оберегать» жилье и его обитателей от злых духов. Эти предметы первобытного искусства в какой-то степени стали родоначальниками декоративных элементов в интерьере.

 

 

Развитие интерьера определялось множеством факторов:

    • — климат
    • — доступные материалы
    • — влияние культур и обычаев
    • — результаты научных изобретений
    • — торговля
    • — события в экономике, политике и социальной жизни и т.д.
    Именно поэтому стили дизайна интерьера, существующие на сегодняшний день, настолько многообразны  и уникальны.
     

 

Так,  из Древнего Египта до наших дней дошли формы стола, табурета, стула и сундука, которые усовершенствовали древнегреческие мастера. Они же создали ордера и орнаменты, позднее переработанные римлянами, и ставшие популярными во всем цивилизованном мире.

А изобретенные в Древнем Риме арки, купола и своды оказали  сильнейшее влияние на характер интерьера и мебели. Особенности развития Дальнего и Ближнего Востока привнесли в интерьер шелковые ткани, ковры, мозаики с типичной восточной орнаментацией в виде кружев и розеток и многое другое.

Средневековое европейское общество IV-XV вв. отказалось от классического римского стиля по причине экономического и культурного упадка. В это время расцветает готический стиль, с его кафедральными символами, стрельчатыми арками, витражными окнами и религиозными символами. Одновременно под влиянием распространения ислама получает распространение геометрический рисунок и мозаика в отделке полов, стен и даже мебели.

В эпоху Возрождения (1400-1600 гг.) возобновляется и получает новый виток в развитии классический декор помещений и интерьера. Возвращаются архитектурные ордеры, античные мотивы в виде листьев аканта, волют и мифологических образов. Научные идеи и достижения того времени привнесли в «классику» трехмерную резьбу в декорировании мебели, фрески для украшения стен, мраморную мозаику и изразцы для пола. Текстиль, представленный в виде изумительной работы шелков с декором на основе персидских и китайских мотивов, использовали для покрывал и драпировок.

 

Франция

Однако с XVII века архитектура и внутреннее убранство уходит от подражания античности и формируется совершенно новый, крайне замысловатый стиль – барокко. В переводе с итальянского «barocco» означает «причудливый», «вычурный». Роскошь и масштаб – вот, пожалуй, как можно в двух словах передать впечатление от архитектуры и интерьера в стиле барокко. Идеальным воплощением этого стиля можно назвать Версальский дворец. Большие, пышно украшенные помещения, в которых стены разделены на панели и заполнены мраморной облицовкой, гобеленами, зеркалами. Все деревянные детали имеют сложную резьбу с позолотой, а мебель оформлена инкрустациями из ценных пород дерева и металла. Для обивки мебели, ковров и покрывал используются великолепные гобелены и шелковые ткани, украшенные рисунками лучших живописцев того времени. Декоративными мотивами в интерьере выступают  классические акантовые листья, фрукты, цветы, стилизация под виноградные листья и плющ, а также изображения и фигурки купидонов. Версальский дворец задал высочайшую планку королевской роскоши, достигнуть которой стремились многие дворы Европы.

Несколько позднее появился новый стиль, рококо «rococo», от французского «rocaille» - «раковина». В отличие от пафосного барокко, в этом стиле стали модными комнаты меньшего размера. Тенденция уменьшения отразилась и в мебели – изменились габариты, она стала изящнее, с преобладанием криволинейных очертаний. Появились новые предметы мебели для повышения комфорта (шезлонги, оттоманки). В качестве отделки стен стали использовать штукатурку  с последующей окраской в пастельные оттенки. Декоративный орнамент остался богатым и резным, однако добавились непрерывные волнистые и закручивающиеся линии – визуальные «ракушки». Текстиль также становится более изящным – отдается предпочтение легким, тонким тканям с мелким рисунком – ленты или волны, букеты или раковины. Пикантными вкраплениями в декоре использовались восточные мотивы – изображения пагод, фазанов или обезьян. В целом стиль создавал ощущение беззаботности и легкости, поэтому был столь любим определенными категориями французского общества – крупными торговцами и мелкими дворянами.

Франция, как законодатель моды на архитектуру и интерьер в XVIII веке, провозглашает новый стиль – неоклассицизм. И вновь древнеримская классика вдохновляет на прямые, четкие линии, светлые тона (белый цвет с позолотой), изысканность пропорций и мелкомасштабный рисунок (на мебели и текстиле). Элементы интерьера и фурнитура оформляются в соответствии со строгой системой – основание, ствол, капитель и антаблемент. 

Еще более насыщенное акцентирование на античность получает французский стиль «ампир» («empire»), что в переводе означает «империя». Существенное влияние на возникновение и развитие этого стиля оказали военные походы Наполеона в Египет, Грецию и Рим. В интерьере стали преобладать темные насыщенные цвета, на фоне которых резко контрастировали белые колонны. Мебель становится крупнее и тяжелее, все чаще в ее оформлении используются изображения животных. Для декора интерьера применяются статуи, тканевые драпировки и изображения оружия (мечей, копий).

 

Англия

Сохраняя общие тенденции стиля в эпоху Ренессанса, англичане добавили в интерьер свои особенности, сделав тем самым английский интерьер легкоузнаваемым. Глубокая привязанность к видам природы нашла отражение в сочности росписи стен, насыщенных естественных тонах и любви к изображению садовых растений в декоре.

Если к разработке концепций в интерьере англичане особого отношения не имели, то дизайн и качество изготовления мебели во все времена находили своих поклонников.  Одним из самых первых известных мебельных стилей называют стиль королевы Анны  (1702-1714 гг.). Для него характерны изящество и легкость форм, витые ножки и простой орнамент.

Позднее, в период 1714-1765 гг. мебель становится более орнаментированной и мужественной – смешение стилей рококо с восточными и готическими мотивами создало невероятное сочетание, а характерные витые ножки завешались звериной лапой, сжимающей в когтях шар.

В период развития неоклассицизма английские художники-дизайнеры создают интерьеры и мебель с акцентом на римские детали: стены окрашиваются в пастельные тона, декор стен представляет собой сложную лепнину и завитки из белого гипса, в нишах ставят оригиналы и копии римских статуй, а пространство комнат делят отдельно стоящие колонны. Изменения в стилях коснулись и мебели – уменьшились габариты, «выпрямились» ножки, а спинки кресел стали оформляться  в виде сердечек или имитации щита.

 

Отдельного внимания требует так называемый «викторианский стиль», зародившийся в эпоху правления королевы Виктории. Этот стиль считают эклектичным – в нем проявилась страсть к комбинированию нескольких стилей одновременно. «Коктейль» из «греко-римской классики», готики, рококо, стиля королевы Анны и «итальянского» стиля пришелся на бурный расцвет фабричного производства. Эксперименты фабрик со стилями и материалами подарили миру уникальную мебель с множеством изгибов и резьбы, текстиль с пышным орнаментом и шнурами с кистями, обои на стене с декоративными гвоздями, а также бесчисленное множество других интересных предметов мебели и аксессуаров.

 

Америка

Собирательным образом формировались стили в американской архитектуре и интерьере. 

Самые первые стилевые направления были завезены вместе с первыми колонистами: американский дизайн отражал европейские вкусы и тенденции. Большое влияние оказала Англия – необходимые предметы мебели либо просто везли через океан, либо создавали грубую имитацию из местных пород дерева и домотканых обивок. 

Сочетание разных стилей происходило и в более поздние временные периоды. Так, «федералистский стиль» (1760-1790 гг.) формировался под глубоким влиянием позднего георгианского стиля в Англии. Американские дизайнеры брали за основу работы  английских мастеров, создавая собственную интерпретацию. 

Ближе к концу  «федералистского стиля» дизайнеры разработали новый стиль мебели с вогнутыми спинками стульев и кресел  и саблевидными ножками. Чуть позже мебель становится более тяжелой, рельеф декоративной резьбы – более глубоким, а на ножках появляются звериные лапы с когтями. Вместе с этим входит в моду «греческая драпировка» окна (по одной стороне оконного проема), цветовая гамма в интерьере становится более темной и насыщенной – так был представлен стиль ампир в Америке 1820-1860 гг. 

 

Модерн

С 1860-х художники, декораторы и дизайнеры уходят от эклектики викторианского стиля и формируют новое стилевое направление – модерн. Стиль характеризуется простотой линий, чистотой материалов и скромную орнаментацию. В изготовлении мебели и предметов интерьера стали использовать современные для того времени материалы и технологии, получая в результате легкие, контурные формы с причудливо изогнутыми линиями. Большую роль в развитии стиля сыграли новшества в строительстве и производстве – наличие крупногабаритных стекол и возможность создать перегородки и стальные балки позволили организовывать пространство, свободно перетекающее из одного в другое, объединенное одной крышей. Таким образом, архитекторам и дизайнерам удалось связать внутреннее с внешним – интерьер с экстерьером.

 

Модернизм

В период 1900-1980 гг. в Европе зарождается и получает широкое распространение стиль «модернизм». Главным отличием от стиля «модерн» становится принципиальная установка на новизну архитектуры и интерьера. В это время создаются решительно новые формы и конструкции, без опоры на предыдущие стили. Смелое использование несуществующих ранее конструктивных и планировочных решений привело к появлению «интернациональных» строений, не имеющих существенных различий между собой, но кардинально отличающихся от идей прошлых веков.

Для строительства в стиле «модернизм» применяются новейшие материалы и рациональное планировочное решение, основная роль которого – создать функциональное пространство. Основными строительными материалами становятся железобетон, металл, стекло.

Из интерьера до минимума исчезает декор, внутреннее убранство полностью утрачивает всякую схожесть с интерьерами ушедших эпох.

 

Постмодернизм

Постмодернизм как стиль в архитектуре и интерьере явился антитезой стилю «модернизм» в 60-70 гг. XX столетия. Однозначной трактовки понятия «постмодернизм», который проявился в философии, архитектуре и искусстве, не существует. Однако общие тенденции в постмодернистской архитектуре прослеживают такие отличия от модернизма, как частичное возвращение к традициям архитектурных стилей прошлого и их деловое использование, возвращение к декорированию, эстетике форм и линий, а также увлекательная игра формами и конструкциями, и громкое признание - «всё может называться искусством».

 

Постмодернизм предполагает особое отношение к пространству – оно становится интегрированным, воссоединяется понятие ансамбля среды и фасада, находит свое отражение местное региональное своеобразие. Конструкции и планировки основываются на принципах симметрии, пропорциональности и перспективы, однако при этом прослеживаются тенденции воспроизведения исторических прототипов с переплетением индивидуальной выдумки, интерпретаций и ассоциаций архитекторов-постмодернистов.

 

Хай-тек

Стиль «хай-тек» (английский hi-tech, от high technology - «высокие технологии») зародился в 1970-1980-х гг. Уже из названия стиля становится ясной концепция – это использование высоких технологий в проектировании, строительстве и организации инженерных коммуникаций. Отличительными чертами стиля можно смело назвать акцент на функциональность, минимальное количество декора, приоритет в использовании искусственно-созданных материалов (пластик, бетон, металл, стекло), простота и четкость форм и линий. 

Отдельного внимания в стиле «хай-тек» удостаиваются технические детали коммуникаций – трубы, лифты, лестницы, системы вентиляции. Архитекторы-дизайнеры, работающие в этом стиле, особым образом декорируют, раскрашивают подобные технические конструкции, благодаря чему эти элементы получают своеобразную эстетическую ценность. 

 

Не менее существенной особенностью стиля являются свет и цвет. Удачные эксперименты с освещением позволяют создавать интересные эффекты мерцания и особого пространства в помещении. Основным цветом стиля «хай-тек» считается серебристо-металлический, однако умелое использование других оттенков создает яркий акцент на дизайне здания или в интерьере.

Во внутреннем убранстве господствуют встраиваемая техника, стеклянные полки и полы, металлические каркасы, в том числе и в мебели, настенные обогреватели и т. д. – все детали заявляют о своей технологичности и современности. Цветовая гамма в интерьере спокойная, предпочтение отдается белым, серым и металлическим оттенкам.

 

Россия

Необычным образом развивалась архитектура и интерьер на Руси. Ключевыми факторами для поиска архитектурных решений стали суровый климат и особенности русского быта. 

Благодаря большому количеству лесов основным строительным материалом, как для крестьянских, так и для княжеских домов, стала древесина. При этом была разработана особая схема строения жилья – основу составлял четырехугольный сруб, сложенный из венцов толстых бревен, который назывался «клеть». 

Самый простой крестьянский дом состоял из жилой клети с печью и сеней. Несколько позднее стали возводить неотапливаемую клеть для хранения бытовых вещей, которую могли использовать для проживания в летнее время, и крытый двор. Планировка старорусского крестьянского двора представляла собой двухуровневое строение, где на первом этаже держали скот, а на втором – сено и хозяйственные инструменты. 

Пространство внутри избы было открытым, фактически – тем, что мы сейчас называем «студией». Несколько позднее стали строить так называемые избы-пятистенки или шестеренки, где жилое пространство делилось на два-три смежных помещения при помощи возведения стен.

Внутреннее убранство в простой русской избе сочетало в себе простоту и удобство. Основой интерьера была печь, остальное пространство распределялось на бытовую, рабочую и обрядовую («красный угол») зоны. Из предметов мебели – только самое необходимое: обеденный стол, стол-шкаф для хранения посуды и лавки вдоль стен. Пол и потолок представляли собой настил из деревянных пластин и бревен. Дневное освещение проникало в дом через три окна.

Архитектура и интерьер русской избы сохранялись и при строительстве княжеских домов, разница была лишь в этажности (богатые дома имели два жилых этажа и чердак) и количестве комнат. Теплые горницы устраивались внизу, а летние – наверху. Стены горниц имели стесанные бревенчатые стены, тесовые потолки, резные скамьи вдоль стен, а над ними – полки для хранения домашней утвари. В отдельном срубе строилось общее большое помещение, где могла собираться вся семья или проводится встречи гостей.

 

Некоторое время спустя методы построения и планировки деревянных домов стали успешно использовать в строительстве каменных построек – палат. В них практически дублировались размеры помещений и зонирование  пространства.  На первом этаже размещали бытовые комнаты – кладовые, служебные помещения. На втором – парадные горницы, жилые и приемные комнаты, а если имелся и третий, там располагали светлицы. 

Поскольку русские люди были очень гостеприимны, главной горницей считали самую большую и представительную комнату, столовую палату. В ней располагались огромный стол и широкие резные лавки, которые покрывали коврами. Поток в форме красивого свода с ажурным фонарем из слюды, дорогая посуда в стенной нише (печуре) в красном углу – все это являлось декоративными элементами интерьера гостевой палаты. 

 

По-прежнему основным предметом интерьера была печь – прямоугольная по форме, печь декорировалась яркими цветными изразцами. Мебель была массивной, практически неподвижной. Широкие лавки могли использоваться в качестве кроватей. Ножки столов и скамей (лавок) украшались резьбой. Основная посуда изготавливалась из глины или металла, и использовалась не только для выполнения прямых функций, но в качестве декора. Для хранения тканей, посуды и многого другого часто применялись сундуки, окованные железными полосами.

 

В XVII – XIX века на всей территории России у дворян и знати становится популярным созданием архитектурных комплексов, состоящих из жилых и хозяйственных построек и парка – усадьбы. Такие усадьбы строились как за городом, так и в его пределах. Разумеется, чем больше была территория усадьбы, тем больше вводилось дополнительных построек и больше места отводилось под садово-парковую зону (иногда она могла включать в себя пруд).

Загородные усадьбы представляли собой отдельные поселения в живописном месте, где обычно возводился барский дом, несколько флигелей и конюшни, а также дома для прислуги, оранжереи и прочее. Особенно крупные усадьбы могли также иметь храм на своей территории. Парковая зона окультуривалась, создавался особый ландшафтный дизайн, прокладывались аллеи и выстраивались беседки для неторопливого отдыха и общения. 

Усадьбы, которые строились в черте города (были характерны в большей степени для Москвы, реже – для Санкт-Петербурга), были ограничены в пространстве, поэтому количество построек было меньше – господский дом, конюшня, помещения для прислуги, небольшой сад и хозяйственное помещение. 

Внутреннее убранство сохранившихся богатых усадеб представляет собой уникальную историческую ценность, ведь владельцы применяли в интерьере натуральные камень, дерево, ковку высочайшего качества, необычную мозаику или паркет, дорогой текстиль, использовали эксклюзивные декоративные элементы и часто коллекционные произведения искусства. Некоторые усадьбы превращены в музеи, где любой желающий может побывать в настоящем дворянском интерьере и прочувствовать масштаб и богатство архитектурных сооружений, оценить необычную планировку и наличие непривычных для современного человека помещений, а также насладиться интерьерными решениями и восхититься уникальными вещами и предметами.

 

В 30-80 гг. XIX века в России, как и в Европе, расцветает период историзма (или период неостилей – исторических стилизаций) в архитектуре и интерьерах. С появлением значительного количества исследований архитектурных сооружений прошлых веков вновь возродился интерес к давно забытым стилям. Архитекторов, художников, декораторов и дизайнеров вдохновляют рококо и барокко, Ренессанс и готика, восточное и древнерусское искусство. На смену ценности эстетики и торжественной роскоши сооружений и интерьера приходит практическая сторона, объединяющая в себе комфорт с изяществом. 

Разумеется, воссоздание исторического стиля отличалось от "оригинала" - в них считывался разумный подход к воплощению архитектуры и интерьера, нежели вдохновленное эмоциональное движение. Благодаря этому в неостилях особенно отчетливо видны декоративные элементы, характерные для того или иного исторического стиля.

 

Первосозданным неостилем считается неоготика, которая появилась еще в середине XVIII в. в Англии, а затем в XIX в. увлечение неоготикой коснулось Франции, Германии и России.

 В направлении историзма в XIX в. последовательно возникали и отмирали такие неостили как неорококо (или второе рококо), второй ампир (или стиль Второй империи), неоренессанс, необарокко, третье рококо, необидермейер, неоклассицизм и другие.

 

Уже в советское время (1920-1930 гг.) становится популярным такой стиль архитектуры и интерьера, как конструктивизм. Его отличительными чертами можно назвать строгость и четкость форм и линий, лаконичность и некая монотонность внешнего облика строений. 

Чтобы представить себе здание в стиле конструктивизма, достаточно вспомнить здания клубов и домов культуры. Единообразный внешний вид создавался благодаря использованию столбов в качестве опор, свободная планировка и оформление фасада, удлиненные окна и плоская крыша.

Столь же запоминающимися стали дома-коммуны тех времен, главной идеей которых было обобществление быта и следование правилу «дом – машина для жилья». Такие помещения строились для «конвейерной» жизни и соблюдения четкого распорядка дня. Так, человек просыпался утром в маленькой жилой комнате, где находились только кровать и пару табуреток, далее следовал в душевую или санузел. Оттуда спускался на «общественный этаж», где располагалась столовая, и уже после этого шел учиться или работать, причем часто – не выходя из помещения, т.к. здесь же организовывались залы для работы бригад, библиотеки, актовые залы и другие комнаты. В таких домах-коммунах были продуманы даже ясли и открытые террасы на верхних этажах.

 

В наше время стилистические направления в дизайне интерьера продолжают формироваться. Некоторые стили заслужили особенную любовь среди россиян. Например, средиземноморский стиль – теплые «греческие» и «итальянские» цветовые гаммы, несложные формы, простое зонирование и незамысловатый декор очень импонируют нашим соотечественникам. 

Также горячо любимы различные вариации на тему «кантри» - стиль «французской деревушки» или «Прованс», итальянское кантри или «Тосканский стиль» и пр. Главным отличием кантри от других стилей является ощущения легкости, свежести и «уютности» интерьера, где каждая тряпочка может передать настроение, семейные и национальные традиции, а иногда – и характер обитателей дома.

Разумеется, по-прежнему актуальна и ценна «классика» - обустройство внутреннего убранства загородных домов требует высококачественных материалов, презентабельных покрытий, основательной мебели, нестареющего дизайна и ощущения спокойствия и комфорта. Всё это обеспечивает «вечная» английская классика. 

Особняком держатся популярные «мужские» стили: «Лофт» и «Минимализм». Огромные пространства, «подвижное» зонирование, большие окна, качественная современная аппаратура и оборудование – мужчинам по душе такой комфорт со вкусом. 

 

Нынешнее существование великого множества стилей дает возможность выбора подходящего или же комбинации нескольких вариантов дизайна интерьера. А благодаря стремительному развитию коммуникаций и средств связи все прочнее налаживается контакт между мировыми культурами. Велика вероятность того, что в будущем стили будут смело переплетать в себе традиции Азии и Африки, Европы и Америки.

Но, как бы ни сложилась судьба потенциальных «межкультурных» стилей интерьера, в одном мы уверены – «классический» стиль всегда будет удачным вложением средств!

 

По вопросам дизайна интерьера помещений любого типа обращайтесь по телефону:

+7 (812) 309-26-44

или через форму заказа обратного звонка менеджера